ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАЕТЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДОТ) в УНИВЕРСИТЕТЕ «АЛМАТЫ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Президент

Д.т.н., пр-р, ак-к Асанова С.Ж.

____________________________

«___»_______________201__г

 

 

 ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАЕТЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  (ДОТ) в УНИВЕРСИТЕТЕ «АЛМАТЫ»

  1. Общие положения
    • Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.
    • Реализация дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) осуществляется по следующим видам: телевизионная технология, сетевая технология и кейс-технология.
    • ДОТ реализовываются организациями образования самостоятельно.
    • Настоящее Положение:
  • регламентирует требования к эффективной реализации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в  Университете «Алматы» (далее по тексту Университет);
  • применяется подразделениями  отвечающими за образовательный процесс в Университете.
  • является внутренним нормативным документом и входит в состав документации системы менеджмента качества Университета.
    • В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
  1. информационно-образовательный портал – системно-организованная взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, содержащая административно-академическую учебно-методическую информацию, позволяющая организовать образовательный процесс по ДОТ;
  1. сетевая технология – технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет
  2. кейсовая технология – технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения;
  3. контент – информационное наполнение учебных материалов (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение);
  4. Интернет-ресурс организации образования, реализующей дистанционные образовательные технологии — Интернет-ресурс, содержащий административно-академическую информацию для участников образовательного процесса;
  5. информационная технология дистанционного обучения – технология создания, передачи и хранения учебных материалов на электронных носителях, инфо-телекоммуникационные технологии организации и сопровождения учебного процесса;
  6. мультимедиа – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео);
  7. «on-line» — обмен информаций в реальном времени;
  8. «off-line» — занятие обмен информацией в свободном временном пространстве;
  9. силлабус — программа обучения по дисциплине для обучающегося, содержащая краткое описание учебной дисциплины, основные характеристики изучаемой дисциплины;
  10. тестирующий комплекс — программное средство, предназначенное для определения степени освоения обучающимися учебного материала на всех уровнях образовательного процесса;
    • В соответствии с Законом РК «Об образовании» дистанционное обучение не является самостоятельной отдельной формой образования, а лишь дополняет и поддерживает обозначенные законом формы получения образования.
    • Технология дистанционного образования может быть использована в процессе обучения как одного обучающегося так и группы.
    • Использование технологий дистанционного обучения повышает доступность образования, позволяет более широко и полно удовлетворять образовательные запросы граждан.
    • Ответственность обучающихся: за выполнение учебных требований.

 

  1. Нормативной базой для настоящего Положения являются следующие документы:
  • Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»
  • Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям, утвержденные приказомМОН РК № 137 от 20 марта 2015 года
  • Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных Приказом МОН РК от 20 апреля 2011 года № 152
  • Закон РК от 21 июня 1991 года № 692-XII «О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан»
  • Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденных Приказом МОН РК от 18 марта 2008 года № 125
  • Типовые правила дятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования, утвержденных Правительства РК от 17 мая 2013 года № 499
  • Стратегия развития Университета «Алматы»
  1. Порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям
    • Для осуществления учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям Университет:
      1) организуют обучение преподавателей, тьюторов и служб по реализации дистанционных образовательных технологий;

2) создают условия педагогическим работникам, профессорско-преподавательскому составу для разработки и обновления образовательных ресурсов;

3) доставляют учебный материал обучающимся посредством информационных технологий либо на бумажных носителях;

4) организуют и проводят консультации в режиме «on-line»;

5) организуют обратную связь с обучающимися в режиме «off-line»;

6) контролируют учебные достижения обучающихся в режиме «on-line», «off-line»;

7) идентифицируют личность обучающихся посредством системы аутентификации.

  • ДОТ на уровне технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования применяются в отношении обучающихся:

1) по сокращенным образовательным программам на базе начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;

2) являющихся лицами с ограниченными физическими возможностями, в том числе детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства на всех уровнях образования;

3) выехавших за пределы государства по программам обмена обучающихся на уровне высшего и послевузовского образования, за исключением стипендиатов «Болашак»;

4) заочной формы обучения, призванные на срочную военную службу на уровне высшего образования;

5) находящихся в длительной заграничной командировке (более 4-х месяцев) на уровне высшего образования;
3.3. ДОТ применяется также при реализации Университетом совместных образовательных программ с зарубежными вузами-партнерами.

3.4. Обучающиеся по программам послевузовского образования по дистанционным образовательным технологиям осваивают кредиты только образовательных компонентов или учебные дисциплины.

3.5.  Обучающиеся, изъявившие желание обучаться по ДОТ пишут заявление в произвольной форме на имя руководителя организации образования с мотивированным обоснованием о возможности использования ДОТ в обучении с предоставлением подтверждающих документов.
3.6. Дети-инвалиды представляют рекомендацию психолого-медико-педагогической консультации о возможности их участия в учебном процессе по ДОТ.
3.7. Заявления обучающихся рассматриваются руководителем организации образования в течение пяти рабочих дней с момента подачи.

3.8. При положительном решении вопроса издается приказ руководителя организации образования об использовании ДОТ обучающихся в течение трех рабочих дней.
К приказу прилагаются:

1) заявления обучающихся;

2) индивидуальные учебные планы обучающихся;

3) индивидуальный график организации учебной деятельности каждого обучающегося;

4) рекомендации психолого-медико-педагогической консультации об участии ребенка-инвалида в учебном процессе по дистанционным образовательным технологиям;

3.9. Для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами кафедрам Университета  разработать электронные учебно-методические комплексы по всем дисциплинам учебного плана, реализуемых с использованием ДОТ.

3.10. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины включает обязательный и дополнительный комплекты.

      Обязательный комплект состоит из:

1) силлабуса, включающего содержание дисциплины, календарно-тематический план, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), модульное разбивки дисциплины;
2) электронного конспекта лекций и видеолекций;
3) материалов практических и семинарских занятий;
4) заданий для самостоятельной работы студента (CРC) и самостоятельной работы студента под руководством преподавателя (СРСП);
5) материалов по организации рубежного контроля (контрольных работ, тестовых заданий, индивидуальных заданий);
6) материалов по организации итогового контроля (тестовых экзаменационных заданий, вопросов к экзамену, билетов, экзаменационных контрольных работ);
7) графика проведения дистанционных консультаций.
       Дополнительный комплект определяется Университетом  самостоятельно и включает:

А) методические указания по выполнению курсовых работ;

Б) компьютерные программы обучающего характера:  справочно-методические материалы, мультимедийные варианты исполнения учебных и учебно-методических пособий, помогающие усвоению учебного материала дисциплины.

3.11. При создании материалов тестового контроля знаний студентов необходимо соблюдать следующие общие методические требования:

  • тестовые базы по данной дисциплине составляются в объеме требований ГОСО, типовой учебной программы и силлабуса;
  • при изучении данной дисциплины студенты обязательно должны выполнить все задания, включенные в тестовую базу;
  • при подготовке к экзамену студентам должны быть доступны все типовые задания, включенные в тестовую базу;
  • объем тестовой базы и ее вариативность должны быть достаточными, чтобы обеспечить достоверность контроля;
  • тестовая база должна содержать задания трех уровней сложности;
  • задания должны предполагать использование студентами знаний, полученных в ходе изучения данной дисциплины и остаточных знаний по дисциплинам, изученным ранее (пререквизиты);
  • при составлении тестовых баз важно обратить внимание на использование в заданиях знаний по данной дисциплине, применяемых в дисциплинах, изучаемых впоследствии (постреквизиты).

3.12.  Обучение по ДОТ производится по учебным планам начального, основного среднего, общего среднего образования, а также по всему учебному плану специальностей технического и профессионального, послесреднего образования, высшего и послевузовского образования.
3.13.  ДОТ основываются на проведении дистанционных учебных занятий в режиме «on-line», «off-line».
3.14. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом, академическим календарем и учебными программами.
3.15. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации допускается посредством:
1) прямого общения обучающегося и преподавателя в режиме on-line с использованием телекоммуникационных средств;

2) автоматизированных тестирующих комплексов;

3) проверки письменных индивидуальных заданий (при кейсовой технологии).
3.17. Университет организовывает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся в информационной системе, защищенной от несанкционированного доступа и фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа и независимой оценки.
3.18. Обучающийся допускается к промежуточной аттестации по дисциплине после выполнения и сдачи всех контрольных мероприятий, установленных рабочей учебной программой.
3.19. Профессиональная практика проводится организациями образования исходя из специфики специальности.
3.20. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по ДОТ осуществляется в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 5191).

 

 

Утверждено  на заседании Ученого Совета

Протокол №______ от «____»________________ 201___г

Председатель Ученого Совета

Д.т.н., пр-р, ак-к Асанова С.Ж. _____________________________

 

Рассмотрено на заседании Учебно-методического Совета

Протокол №___________ от «____»_________________ 201___года

Председатель УМС

к.п.н. Таипова М.К. ______________________